Финансы, деньги, достаток… Сколько написано, сколько проговорено, и тем не менее мы постоянно обращаемся к этой теме! Жизнь держит нас в плену предрассудков и принятых в обществе заблуждений, а сами мы давно уже стали ходячими стереотипами, сроднившимися с вбитыми в голову шаблонами и нормами. Люди часто жалуются на определенные финансовые затруднения, главным образом, как заработать некую сумму, для «полного счастья», как поддерживать определенный денежный достаток и, в связи с этим материальную независимость. Поэтому они и начинают работать для денег, и к большому сожалению забывают про себя, про свою Сущность! То, что является основой Человека, его стержнем! Взамен приходит цель достижения высот материальных благ, да еще каких!
На самом деле, вопросы финансового просвещения детей сводятся к разъяснениям на тему, что означают пресловутые "разноцветные бумажки" и на что их можно обменять. А со временем, когда ребенок осваивает счет, родители поясняют малышу и количественную суть денег. Продвинутые папы и мамы учат детей распределять "собственные" финансы, регулярно "выплачиваемые" им на карманные расходы, приучают собственных чад аккуратно расходовать деньги и понимать, что все эти бумажки имеют определенный ресурс. Многие любят рассуждать на тему материальных стимулов и уместности поощрения детей деньгами. При этом "платный" подход к воспитанию детей то поощряется, то осуждается.
На этом процесс финансового воспитания считается завершенным. И многие ли задумаются над тем, как сделать из ребенка не раба, а хозяина денег, как пробудить его финансовый талант, как научить зарабатывать и расходывать, как сопоставить материальную и моральную сторону личности…
Отношение ребенка к миру, людям, в нем живущим, и ценностям, ими принятым, закладывается в семье. Если вы объясняете малышу, что жизнь - это джунгли, то он и вырастет эдаким Маугли, и будет вначале бить, а только потом подавать голос в полном соответствии с Законом, сформулированным Р. Киплингом в "Книге джунглей"...
Если вы спортивны в душе и воспитываете ребенка в духе "старт – рывок – финиш", то он и будет мчать всю жизнь по гаревой или тартановой дорожке, расталкивая соперников локтями, цепляясь за них зубами, держа удар и признавая одно божество - Победу! Победу любой ценой и любыми средствами, потому что победителей не судят со всеми вытекающими отсюда последствиями...
Вы можете описывать малышу окружающий его мир в виде гигантской Библиотеки и пояснить, что реализовать себя в этой жизни можно только тогда, когда освоишь все знания, выработанные человечеством. Он и вырастет у вас «книжным», погруженным в мир выдуманных эмоций и надуманных страстей, и будет жить в виртуальном мире, оторванным от реальной действительности и совершенно беспомощным в столкновениях с прозой жизни.
Ребенок, воспитанный впавшими в детство родителями, и в своей взрослой жизни будет представлять окружающий его мир в виде Детской Площадки, где можно влезть в чужую песочницу, отобрать чужую игрушку и где не существует категорического императива "нужно", а социальные и, например, супружеские обязанности сводятся к категориям "хочется" или "не хочется".
А ведь есть еще и Мир-Биржа, где все продается и все покупается; Мир-Светский-Салон, где самозваные предводители дворянства жалуют титулы баронов и баронесс наиболее "благородным" комедиантам, скоморохам и прочим лицедеям; Мир-Церковь, Мир-Семья... И такие сценарии реализуются в семье, прививаются ребенку с детства, а затем подросток и уже взрослый человек проживает их в своей жизни.
В каком из них, вернее, по каким законам будет жить ваш ребенок - во многом решать вам. Не ошибитесь...
Детям необходимо научиться, как разумно обращаться с деньгами, не в меньшей степени, чем их родителям. С какого возраста стоит давать детям деньги, какую сумму и стоит ли привязывать их к помощи ребёнка по дому.
Во-первых, сами служите хорошим примером. Не стоит всё время покупать новые игрушки вместо сломанных или новую одежду вместо потерянной на улице. Деньги не безграничны. Докажите, что не деньги вами правят, а вы деньгами.
Обучайте ребёнка платить деньги. Пусть ваш двухлетний малыш вручит деньги продавцу, когда вы покупаете себе что-либо. Ребёнок ещё не поймёт, что он делает, но со временем осознает, что вы не берёте эти вещи просто так - вы платите за них деньги.
Пускай ваши дети сами принимают решение насчёт какой-нибудь покупки, и потом довольствуются последствиями своего решения. Вы должны дать в руки своих детей инструменты для успеха.
Когда вы учите ребёнка, как обращаться с деньгами, дело не только в деньгах, но и в других жизненных ценностях. Детям нужно уметь тратить деньги. Они живут в сложном и суровом мире. И умение обращаться с деньгами поможет им скорее добиться успеха и процветания. У них выработается уверенность в себе и находчивость, они будут меньше зависеть от родителей. Они научатся самоограничению и дисциплине. Они поймут важную истину - невозможно получить абсолютно всё, что тебе хочется, приходится от чего-то взять лишь часть, а от другого вообще отказаться. А ещё то, что можно многого добиться, если разумно распоряжаться тем, что имеешь.
Сергей Подвигин
врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор