Развитие ребенка — длительный, сложный и противоречивый процесс, имеющий ряд узловых точек – возрастных кризисов. Каждый кризис при его благоприятном протекании закладывает основы следующего этапа развития.
Современными исследованиями в области психологии доказано, что наиболее важным для дальнейшего формирования личности является первый год жизни, сопровождающийся двумя кризисами- перинатальным (кризис новорожденности) и кризисом 12 месяцев. Чем более благоприятно протекает развитие ребенка в этот период, чем более грамотно и ответственно подходят родители к маленькому человеку, тем более здоровая и гармоничная личность будет сформирована в дальнейшем.
Мы хотели бы предложить Вам краткий обзор узловых точек развития ребенка в течение первого года жизни. Надеемся, что предложенная информация поможет Вам иначе взглянуть на собственных детей и, возможно, в чем- то пересмотреть свое поведение как родителей.
В течение первого года жизни ребенок проходит ряд уровней развития:
Первый уровень — общесоматический. Начинается еще во внутриутробной жизни с момента формирования мозга и длится несколько первых суток с момента рождения. Психическая жизнь на этом уровне представлена практически непрерывным сном без сновидений.
Второй уровень — сенсорный. Его первые проявления отмечаются с момента рождения, но доминирующим он становится в возрасте от 1 до 3 месяцев. Психическая деятельность представлена недифференцированными ощущениями, имеющими эмоциональный тон (приятно – неприятно), но еще не складывающимися в образы предметов и явлений. Ответы на внешние воздействия могут быть представлены плачем, улыбкой, нескоординированными движениями ручек и ножек.
Третий уровень — уровень развития локомоции. В начале периода новорожденности положение ребенка сходно с внутриутробным положением плода – конечности согнуты в суставах, руки и ноги приведены к туловищу (эмбриональная поза). Но, в отличие от плода, у новорожденного повышен тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, удерживающих голову и туловище в прямом положении. К концу периода новорожденности движения ребенка в ответ на разные раздражители начинают отличаться.
Четвертый уровень — уровень развития социальных взаимодействий. Проявляется в том, что у ребенка возникает потребность в общении со взрослым. К концу первого месяца жизни формируется комплекс оживления – улыбка и повышение двигательной активности при виде человеческого лица; ребенок тянется ручками к человеку. Комплекс оживления соответствует главному психическому новообразованию первого года жизни- собственной психической активности, которая выражается во вступлении новорожденного в отношения с другими людьми.
Пятый уровень — сенсомоторный. Достигается в возрасте от 4 до 8 месяцев и характеризуется тем, что ребенок способен схватить интересующий его предмет, для чего необходим определенный уровень развития систем мозга, отвечающих за фиксацию взора на предмете и координацию движений. Ребенок смотрит на то, что ему случайно удается взять, и пытается схватить то, что видит. Акт хватания- первый произвольный поведенческий акт, необходимый не только для развития более сложных двигательных навыков, но и для дальнейшего развития мозга в целом, в том числе, для развития речи. Знания о людях и об окружающих предметах складываются у ребенка на основании информации, полученной непосредственно от органов чувств и от собственных движений.
В возрасте 8 – 12 месяцев ребенок начинает узнавать и выделять отдельные предметы в общем фоне. С этого же возраста ребенок способен активно искать отсутствующий или спрятанный предмет, то есть, отдельные вещи обретают для него собственное существование.
Развитие психики в течение первого года жизни происходит совместно с развитием общения. Эта взаимосвязь выражается в том, что общение ребенка со взрослым проходит ряд стадий:
- Общение ради общения, ради выражения нежности и ласки (2- 6 месяцы)
- Общение по поводу окружающих предметов (7- 8 месяцы)
- Общение как совместная деятельность (старше 8 мес)
- Сложился невербальный уровень общения с миром (интонация, мимика, жесты), но есть необходимость к переходу на вербальный уровень (фразовая речь, слова- понятия)
- К концу младенчества сложились симбиотические отношения ребенка со взрослым, но есть необходимость в переходе к самостоятельности.
Наиболее важным для формирования личности из этих этапов является первый- общение ради общения. На нем закладываются навыки, необходимые для последующих этапов,- младенец начинает интересоваться окружающими предметами, выражает свои переживания по их поводу, жаждет сопереживания со стороны взрослого. Если ребенок ограничен в общении со взрослым в данном периоде, это ведет к задержке развития навыков общения, закладывает основу для формирования тяжелых психических расстройств- детского аутизма и умственной отсталости.
При ограничении общения со взрослым в возрасте старше 6 месяцев у ребенка развивается анаклитическая депрессия (депрессия разлуки). Ребенок становится вялым, теряет в весе, часто плачет, у него наблюдается субфебрильная температура, частые срыгивания, неустойчивый стул, что напоминает проявления инфекции или отравления, заставляет родителей и врачей без необходимости применять лекарственные препараты.
В первый год жизни закладываются основы для формирования речи. Первые интонации развиваются с первыми попытками привлечь внимание взрослого с помощью голоса, то есть в первые дни после рождения. С формированием комплекса оживления интонации становятся более дифференцированными, более тонко выражают эмоциональное состояние младенца.
В конце первого года жизни ребенок начинает запечатлевать словесные стимулы. Формируются связи между словом и предметом. В 7-8 месяцев при назывании взрослым предмета ребенок поворачивается к предмету и устремляет на него взор. Но слова у ребенка первого года жизни не несут понятийной нагрузки и связаны с предметом чисто механически, поэтому они называются псевдословами.
К концу первого года жизни возникает два противоречия между психикой и внешним миром, которые разрешаются в ходе последующего развития:
Сергей Подвигин
врач-психиатр, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор